ИЗ ГЛУБИНЫ ВРЕМЕН
Таиландский (тайский) бокс или Муай Тай — жемчужина боевых искусств народов Юго-Восточной Азии, уникальная традиция, имеющая многовековую историю. Наиболее яркое выражение культурное наследие тайцев нашло именно в Муай Тай, без которого невозможно представить современный Таиланд. Чтобы понять сущность современного таиландского бокса, следует хотя бы кратко рассмотреть общую эволюцию тайских боевых искусств, тот исторический фон, на котором произошло его зарождение и развитие. Надо отметить, что реальные корни происхождения Муай Тай, вероятно, никогда не будут найдены, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 г., когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства — Аютию. Поэтому описываемый здесь процесс эволюции традиционных боевых искусств Сиама (Сиам — официальное название Таиланда до 1939 г. и в 1945-48 гг), вплоть до начала XVII в., является лишь попыткой его исторической реконструкции. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились, в основном, в исторических архивах сопредельных с Таиландом государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, а также исторического королевства Чиенгмай (Чиенгмаи — средневековое феодальное государство на территории северного Таиланда, основанное в 1296 г. королем Манграем. В XVI-XVIII вв. попеременно являлось вассалом Сиама и Бирмы, а в 1775 г. окончательно вошло в Сиамское королевство), Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам. Эти данные зачастую носят противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории Муай Тай в современной литературе.
Кто же такие тайцы? Истинное происхождение тайской нации до сих пор остается неизвестным. Считается, что тайские племена пришли в Юго-Восточную Азию через Китай с алтайских гор, поэтому современный Таиланд не является их исторической родиной. Предками нынешних тайцев были народности, объединенные принадлежностью к единой языковой группе (тайские языки), в которую входили племена таи, лао, чжуаны, шаны, буи сиамцы (кхон-таи) и др. Территории, населенные тайскими племенами, занимали горные плато к югу от реки Янцзы там, где сейчас находится китайская провинции Юньнань. Большая часть китайцев проживала в то время восточнее, в центральном и тихоокеанском регионах современной КНР. Ранние китайские хроники (первые китайские записи, касающиеся тайцев, датированы VI в до н.э.) свидетельствуют о том, что тайские племена занимались выращиванием риса в долинах. На основании археологических находок на плато Корат в северо-восточном Таиланде, некоторые ученые считают эту территорию древнейшим в мире рисопроизводящим регионом и местом зарождения «бронзового века» на Земле (примерно 3000 лет до н.э.).
Говоря объективно, трудно судить о существовании каких-либо систем боевых единоборств на границе неолита и бронзового века, но если следовать утверждениям тайских историков, то уже где-то в середине II тысячелетия до н.э. на территории, заселенной тайскими племенами, существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами (воинские знания тайской нации до XIII в. опирались, в основном, на опыт ведения боевых действий против китайцев и монголов). Начиная с этого столетия Сиам ведет крупномасштабные войны с Бирмой и соседними королевствами Камбоджа, Чиенгмай. Чиенграй и др. Скорее же всего, время возникновения подобия каких-либо систем рукопашного боя в Таиланде следует отнести на тысячелетие позже, а именно к XV в. до н.э., когда в Китае появились первые протогосударства в бассейне реки Хуан. Именно к эпохе Шань-Инь (XIV — XI вв. до н.э.) относятся одни из первых найденных в Китае изображений приемов борьбы с оружием.
К концу I тыс. до н.э. на территориях, занятых тайскими племенами, начинают формироваться протоисторические государства, названия которых сохранились в китайских династийных хрониках этого периода. Одним из первых образований такого рода стало крупное государство Фунань (I -VI вв. н.э.), занимавшее территорию дельты и среднего течения реки Меконг и включавшее в себя половину современного Таиланда и всю Камбоджу. Фунань, правящий класс которого состоял из индусов, играло ключевую роль в политике и экономике Юго-Восточной Азии того периода. В течение I тыс. н.э. тайские племена были организованы в так называемые «мыанги» («земли»), возглавляемые удельными князьями «чао» («отцы народа») и сотенной администрацией. Общественный строй мыангов базировался на феодально-родовых отношениях и представлял собой сочетание вертикальных и горизонтальных классовых связей. Соседние мыанги часто объединялись, чтобы противостоять своим воинственным соседям — китайцам и вьетнамцам, с которыми и происходила большая часть военных конфликтов.
Ключевую роль в становлении единой тайской нации сыграло образование в середине VII в. на территории южного Китая (современная провинция Юньнань) государства Наньчжао (с IX в. — Дали), которое просуществовало до XIII столетия. Правящая китайская династия Тан, которой с севера угрожали кочевники и могущественные западные государства (Тибет и др.), решила обезопасить свои юго-западные границы путем форсированного создания дружественного государства в Юньнани, состоящего из различных национальностей, называемых в Китае «южными варварами». Однако, если первоначально Наньчжао было союзником Китая, то в последующие столетия стало его соперником, распространив свое влияние на территорию современной Бирмы и северного Вьетнама. В 1235 г. монгольские армии хана Хубилая покорили Наньчжао и оно вошло в великую империю Юань. Роль Наньчжао в истории тайцев была двоякой. Создание государства-буфера, с одной стороны, простимулировало миграцию тайских племен на юг, а с другой — затормозило китайское культурно-экономическое влияние с севера на многие столетия. В противном случае, тайцы просто ассимилировали бы в китайскую культурную среду как многие малые народности современного Китая.
После создания государственного образована Наньчжао, одному из тайских удельных князей, правивших на этой территории, Кунло (около VII в. н.э.), удалось объединить шесть крупнейших тайских княжеств и провозгласить их независимость. Ему также приписывается создание элитных воинских частей, состоящих как из мужчин, так и женщин, которые базировались в районе реки Конг. Управление этими подразделениями основывалось на крайне суровом военном кодексе, согласно которому, к примеру, лечению подлежали только те воины, которые получили ранения в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью как трусы, не выполнившие свой воинский долг. Воинская тактика элитных частей во многом предопределила способы ведения боя в этот период. Для защиты корпуса спереди воины носили специальные панцири из нашитых на одежду полосок толстой кожи, а типичное вооружение состояло, как правило, из традиционного тайского меча. Лишь отдельные воины имели копья или другое древковое оружие. Признаком принадлежности к элитным частям были прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях эти части всегда находились впереди войска, а чтобы стать их членом, необходимо было пройти весьма сложные испытания.
Кунло считается также основателем «фандаба» — тайского искусства фехтования на мечах. Следует отметить, что возникновение искусства фехтования в Таиланде тесно связано с развитием китайских боевых искусств. Древняя тайская система боя на мечах, существовавшая в конце I тысячелетия до н.э., полностью базировалась на китайской модели, как и тип самого меча, называемого «даб чек». От своего китайского аналога он отличался лишь укороченной рукоятью. На юге Таиланда форма тайского меча претерпела некоторые изменения, в результате чего возникли три новые разновидности, используемые больше как орудия крестьянского труда. Меч первого типа, «то», имел закругление с одного конца лезвия и применялся для рубки ветвей деревьев в джунглях (аналог мексиканского мачете). У другого меча, называемого «даб», было изогнуто само лезвие, что позволяло использовать его для нарезания травы и побегов бамбука. И, наконец, меч третьего типа, «понг даб», имел обоюдоострое упрочненное лезвие с закруглениями на обоих концах и представлял собой идеальное орудие как для труда, так и для боя. Однако именно из «даба» вышел классический древний тайский меч «даб тай», техника боя на котором со временем стала очень сильно отличаться от фехтования на 2 мечах китайской.
В китайских летописях, относящихся к династии Та (618-907 гг.), встречается термин «даб наньчжао», который впервые появляется в записях, датируемых 649 г. н.э. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен странной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока н будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось данная техника фехтования отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя «пачуху» ил «пахуют» (приблизительный перевод этого термина — «многосторонний бой), в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Гораздо позже в даб наньчжао сталприменять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов (в т.ч. на суставы) по принципам, которые до сих по сохранились в тайском массаже и акупрессуре. Фехтование двумя мечами в какой-то степени предвосхитило появление системы тайского фехтования «краби крабонг», самые первые свидетельства о которой появились лишь середине XIV века.
ВОИНЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»
В XIII в. миграция тайских племен таи и лао, которые под натиском монгольских кочевников Хубилай-хана перемещались из мест своего постоянного проживания в Юньнани дальше на юг, достигла своего максимума. На юге находилась империя Камбуджадеша, состоящая из народностей кхмеров и монов (первые государства монов, народа, происхождение которого до сих пор неизвестно, возникли на территории современного Таиланда в 1-11 вв., в XIII в. проникшие с севера тайские племена заселили страну и слились с монами.), подчинивших себе местные племена. В целом же, переселение тайских племен началось намного раньше, и к этому периоду они уже проживали на таких удаленных к западу территориях, как Ассам (сейчас индийский штат Ассам), а на юго-западе занимали район современной Бирмы (Шаны). Отдельные тайские племена, известные как «таи дам» («черные таи»), «таи дэнг» («красные таи») и «таи као» («белые таи») поселились в юго-восточных районах Тонкин и Аннам (северная и центральная части современного Вьетнама). Борьба с монголами и наступление на империи монов и кхмеров упрочили власть тайских вождей и в конце XIII в. в северной части Центрального Индокитая возникли буддийские государства народности лао Чиенгмай (1296 г.) и Лангсанг, а на подчиненной кхмерам северо-западной территории монов вдоль реки Пинг (приток Менама) государство народности таи Сукхотаи (1238 г.) — колыбель тайской цивилизации. В 1238 г., с приходом к власти короля Индрадитья, началось правление первой в истории тайцев королевской династии Сукхотаи, просуществовавшей до 1350 года.
Одно из первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья, Рам Камхенгом («Рама Великий»), который взошел на трон в 1275 году. Рам Камхенга называют «отцом тайской нации», отдавая дань уважения за те огромные социально-экономические и административные преобразования, которым он способствовал в годы своего правления. Помимо того, что он присоединил к Сиак южные территории вплоть до оконечности полуострова Малакка, «Рама Великий» известен еще и как создатель тайского алфавита. «Золотой век» Сукхотаи при Рам Kaмхенге продлился до его смерти в 1317г., после чего королевство практически распалось, а столица обезлюдела. Упомянутое выше собрание записей получило название «тамраб пичайсонкрам» («Книга о способах достижения победы на войне» (известно также под названием «Чупасат»)) и представляло собой сохранившиеся разнородные материалы по тактике и стратегии боя магическим ритуалам, записям о старых приемах рукопашного боя, а также содержало сведения по астрологии и астрономии. В собрание вошли как тайские, так и китайские источники. Вообще, бытует мнение, будто бы в Х в. до н.э. в Китай попал один из самых древних тайских секретных трактатов по рукопашному бою, на основании которого были составлены первые китайские наставления на эту тему. Однако все это выглядит не более чем вымыслом. После падения династии Сукхотг большая часть коллекции была утеряна. Часть записей, касающихся буддизма и боевых искусств, сохранилась в буддийских монастырях, часть — в китайских, бирманских и камбоджийских исторических архивах, однако в целом до наших дней дошло очень мало сведений.
Тем не менее, общую картину в какой-то мере можно восстановить. Так, все источники практически единогласно сходятся на том, что в сиамской армии не было кавалерии. Войска состояли из вооруженной мечами пехоты («тахан гао») и экипажей боевых слонов («тахан чанг»). Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус. Сиамские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как «пахуют». Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела. Перед битвой воины проводили ритуалы поклонения богам и призыва духов-покровителей. В пахуюте использовались три вида оружия: длинное древковое (копье, шест или различные виды алебард), стандартное (меч) и спецназначения, которое эволюционировало из защитных приспособлений. В последнем случае имеется в виду защитный нарукавник «кра зок», которым в бою стали наносить удары по аналогии с техникой использования шеста «крабонг». Искусство владения длинным оружием называли «тэн чанг» («фехтование палками на слонах»), поскольку практиковали его воины в составе экипажей боевых слонов. В систему рукопашного боя вошли также независимо развившиеся техники страховок при падении со слонов, и чуть позже все это объединилось под единым названием «пахуют».
Когда мигрировавшие тайские племена достигли центральных районов современного Таиланда, столицей области Ладья (сейчас Канчанабури, Западный Таиланд) стал крупный город Суваннапум. Он был заложен на развалинах одноименного древнего города, построенного еще индусами. Сейчас это место в западном Таиланде носит название Након Пратом. Рядом с Суваннапумом появились четыре крупных города: Рачабури, Транасаури, Сингбури и Петбури (Канчанабури). Район Суваннапума известен как место зарождения новой системы фехтования «даб суван-напум» или «даб канчанабури», пришедшей на смену «даб наньчжао». До XIV в. здесь находились лучшие в Таиланде оружейники, поэтому Суваннапум был местом паломничества фехтовальщиков со всей страны. Этот факт отражен в наскальных записях времен Рам Камхенга. С городом Суваннапумом связана легенда о «небесной пещере» («там кухасаван»), где будто бы была создана система рукопашного боя «пахуют», основателями которой считаются пять великих мастеров: Кру Кун Плаай, Кру Лам, Кру Сри Трейрат и дочь Кру Кун Плаая, Кру Мэ Буа. Действительно, фрески, найденные в пещерах Канчанабури, подтверждают версии о том, что это место являлось одним из древнейших центров обучения воинским искусствам. Согласно преданиям, пещера была местом отдыха некоего женского божества, спускавшегося с небес в человеческом облике, и являлась своего рода «дверью» между «верхним миром» и миром людей. Только те, кто обладал магической силой, могли пройти сквозь эту «дверь». Пещеру использовали и другие божества для того, чтобы сойти на землю и помочь тем, кто просил богов о помощи. Однажды за божеством в образе ворона («куангтеп»), которое возвращалось на небеса, попытался последовать демон («як»), который поднял страшный шум в попытках открыть «дверь» с помощью своей магической силы. Божество в женском образе, отдыхавшее в это время в пещере, страшно испугалось и немедленно улетело обратно, однако в спешке потеряло свой плащ. В это же время Кру Кун Плааю пригрезилось во сне, что духи предков советуют ему найти пещеру, где он мог бы получить от них знания и развить свой дух. Поскольку в Таиланде сны считаются одним из способов перехода в иные миры, то он воспринял свое видение как конкретный совет и, занявшись поиском волшебного места, действительно вскоре наткнулся на пещеру, где обнаружил какие-то полуистлевшие куски ткани. Решив, что это и есть та самая пещера духов, Кру Кун Плаай поселился в ней вместе с остальными мастерами пахуюта. Там они получили сверхъестественные знания («сайя сат») и обучились высшему искусству борьбы, включая владение различными типами оружия. Все пять мастеров оставались в пещере вплоть до момента полного «просветления», после чего их души («чит») покинули физические тела («ранг») во время медитации и они прекратили свое земное существование в человеческом облике. Однако их высшие духовные сущности («пхи») продолжали оставаться в пещере. Все пятеро превратились в высшие существа («теп»), которые могли появляться в любом месте и принимать любую форму, в том числе временно вселяться в человеческие тела, передавая свои, знания людям, и так же таинственно исчезать. Смертным нельзя было посещать пещеру, поскольку присутствующие в ней магические силы могли вызвать ужасные последствия и привести к смерти смельчака, осмелившегося нарушить покой духов. Однажды, много лет спустя, странствующий буддийский проповедник, монах Пра Ту-донг, благодаря своему духовному подвижничеству сумел увидеть вход в пещеру. Он попросил у духов пещеры разрешения войти в нее, чтобы получить знания, которые могли бы помочь людям в этом мире. Рядом с пещерой монах построил маленький буддийский храм под названием Ват Там Кухасаван («храм небесной пещеры»). Этот храм, известный также как Ват Там, расположен в местечке Намток Сайёк Ной вблизи Канчанабури.
Первым из пяти великих учителей пахуюта, которые упоминаются в легенде, был Кру Кун Плаай, выходец из района Наньчжчао, где проживали тайцы. Он происходил из семьи потомственных шаманов и с детства получил глубокие знания по магии и пахуюту. По легенде, его свита состояла из духов, которые вместе с ним составляли отряд неуязвимых воинов, участвовавший в войне с китайцами. Даже обезъяны, стада которых населяли Лоп ри, однажды будто бы составили его свиту. В этом же городе Кру Кун Плааю воздвигнут памятник как «святому отцу-покровителю». Одновременно в Супанбури ему поклоняются как защитнику джунглей «чао по саминг плаай» («святой отец духа тигров»), а в Канчанабури Кру Кун Плаай является покровителем гор. Его дочь также была знаменитым мастером пахуюта и целителем, которая лечила травами и «святой водой», выжимаемой из своих волос. Ей поставлен мемориальный памятник в Бангкоке.
Третьим из «Пяти Великих» был охотник из гор (Мунг (современная Бирма) Кру Сри Трейрат («учитель трех принципов»), разработавший три базовых принципа пахуюта: удар, удержание и падение (перекат). Его ученики могли надеяться встретить учителя только в джунглях, откуда тот никогда не выходил. Более реальной исторической фигурой является, по-видимому, Кру Лам, родившийся в крестьянской семье из города Чингтунг (северный Таиланд). Все тело Кру Лама было покрыто татуировкой синего цвета, что впоследствие стали копировать многие тайские бойцы. До этого татуировки наноси исключительно красного краской, символизировавшей уважение к духам предков. Кру Лам впервые разрабол защитный нагрудник и боевые поножи, взяв за основу китайскую модель, поэтому его метод пахуюта учитывал использование защитных приспособлений. Статуи воина в доспехах Кру Лама стоят в Таиланде во многих местах, напоминая об угрозе, подстерегающей воина в бою. Кру Лам выделил также пять видов оружия, за что почитается как учитель «ауд тай» — тайского искусства борьбы с оружием.
Последний из перечисленных мастеров, Кру Фонг, принадлежал племени таи, происходившему из одного из центральных районов современного Китая. Следуя традиции предков, он изучил технику традиционного фехтования, включившую в себя впоследствие методы пахуюта Кру Сри Трейрата и Кру Кун Плаая. Кру Фонг разработал также концепцию фандаба — тайского фехтования на мечах, которая использовалась позже для обучения в некоторых школах фехтования в северном Таиланде, Аютии и Чантабури. Скрещенные мечи, висящие над входом в тренировочные залы, являются знаком уважения к Кру Фонгу. Вполне возможно, что легенды о пяти мастерах имеют под собой какую-то историческую основу, опирающуюся на реально существовавшие исторические фигуры. Несомненно также, что некоторые ритуалы, обряды и приемы рукопашного боя, нашедшие отражение в современном Муай Тай, восходят именно к этому периоду.
Методы рукопашного боя в древнем Сиаме развивались на фоне совершенствования способов ведения войны в целом, поэтому даже использование боевых слонов повлияло на формирование тайских боевых искусств. Одна из легенд, в которой впервые упоминается о применении боевых слонов в «личном единоборстве», связана с уже упоминавшимся городом Суваннапумом. Согласно ей, придворный оракул («хох») короля Прайя Конг предсказал королеве, ждущей ребенка, что ее еще нерожденный сын убьет своего отца. Король, узнав об этом, пришел в такую ярость, что приказал немедленно убить появившегося на свет ребенка. Однако королева опередила его, заменив своего сына, который был тайно отдан на воспитание кормилице в город Рачабури, где он и вырос. Юноша получивший имя Пан, оказался очень талантливым в воинском деде. Он быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре получил титул главнокомандующего («прайя»). Судьба сложилась так, что Прайя Пан вскоре захотел править в Рачабури единолично, и королю пришлось послать войска на подавление восстания. В битве Прайя Пан развернул свои войска способом, который был неизвестен ни индийским, ни кхмерским полководцам того времени, и вскоре королю пришлось самому вступить в смертельную схватку. Прайя Пан предложил ему померяться силами «один на один», сидя на боевых слонах, прежде чем пускать в битву войска. Король посчитал невозможным отказаться, хотя раньше никогда не сражался вepxoм на слоне, и в последовавшей короткой схватке был убит. Предсказание оракула исполнилось. Вдохновленный победой Прайя Пан приказал войскам немедленно захватить город Канчанабури. Кроме того, он объявил, что намерен взять в жены супругу павшего короля с целью прекратить возможные попытки восстания в Рачабури. Когда же придворные сообщили, что это его мать, а убитый король был его отцом, Прайя Пан потерял рассудок от горя и обвинил во всем свою приемную мать, которую приказал казнить. В знак раскаяния о содеянном им была воздвигнута мемориальная пагода в Након Пратоме.
Снаряжение и тактика использования тайского боевого слона имеют индо-камбоджийские корни. Так, боевой экипаж состоял из четырех воинов, каждый из которых выполнял свои функции. Первый из них, как правило, очень опытный воин, сидел впереди на шее слона и назывался «насык» («передняя линия»). Обычно это был командующий («чао прайя») или кто-либо из высокопоставленных членов королевского дома. В функции насыка входило наблюдение за ходом сражения на земле и выбор стратегии ведения битвы. Как правило, этот воин прекрасно владел одним из видов длинного древкового оружия («крабонг»), а также должен был уметь сохранять свое положение при неожиданных движениях слона, не прекращая командовать солдатами внизу. Существовало даже специальное наставление, регламентирующее обязанности насыка. В походе он находился чуть позади своего боевого места, которое во время марша занимал погонщик слона. Этот воин, именуемый «крабоун» («павлиньи перья»), выполнял все функции по уходу за животным. У него имелось опахало из павлиньих перьев, которым, с помощью системы условных сигналов, передавались приказания насыка находящимся внизу солдатам. Крабоун наблюдал за воинами, прикрывающими ноги слона, и за поведением самого животного, обращаясь при необходимости непосредственно к насыку. Кроме того, он долже был следить за исправностью его оружия и обеспечиват охрану насыка в случае серьезной опасности. Часто эт требовало от погонщика присутствия непосредственн рядом с насыком, для чего приходилось перебираться со своего места вперед. Хотя это расстояние и не превышал одного-двух метров, такой маневр в условиях битвы на раскачивающемся слоне требовал поистине обезьяньей ловкости, и часто случалось, что погонщик падал вниз. Иногда ему самому приходилось спрыгивать со слона, хотя это и жестоко каралось, поскольку он не имел права самовольно покидать свой пост. Однако в случае падения насыка на землю крабоун не колеблясь бросался вниз, рискуя быть раздавленным, но не желая пренебречь своим долгом телохранителя. Конечно, при падении со слона в битве шансы выжить были минимальными, однако на тренировках по пахуюту воины специально готовились таким ситуациям. В учебнике по искусству ведения боевых действий «тамраб пичайсонкрам» описывались специальные техники, позволящие минимизировать риск случае падения со слона. Эти приемы назывались «вич, токчанг», позднее просто «токчанг». Тем не менее, согласно историческим сведениям, наибольший процент потерь среди бойцов приходился именно на войнов-погонщиков.
Третьим действующим лицом был «крабанг ланг» («защитник тыла») сидевший позади погонщика спиной к нему и призванный оберегать слона и весь «экипаж» от неожиданной атаки сзади. Этот воин был вооружен длинным древковым оружием, которым должен был владеть в совершенстве, равно как и приемами пахуюта. Его положение было крайне неустойчивым, а свобода движений ограничена, поскольку он должен был следить за тем, чтобы не задеть оружием сидящих за спиной людей. И, наконец, еще четыре воина, именуемые «пракоб бат» («защитники ног»), охраняли каждую ногу слона в отдельности. Ноги у боевого слона не были прикрыты защитными щитками, поэтому любое ранение копьем или мечом могло кончиться очень плачевно для всех: слон мог либо погибнуть, рухнув со всем экипажем, либо прийти в бешенство от боли и броситься давить свои же войска. Боевая задача «защитников ног», вооруженных двумя мечами, была совсем не из легких. Необходимо было, уподобившись «двуликому Янусу», отбивать атаки врага спереди и следить, чтобы слон не растоптал их самих сзади. Кроме того, им вменялось в обязанность помогать всем, кто падал со спины слона. Такие же четыре воина («пракоб тау»), защищали ноги королевского слона. Именно из этих людей сформировалась впоследствии первая группа личных телохранителей («онкарак») сиамского короля.
Источник: http://monkeynakmuay.livejournal.com/756.html