Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Часть 1  Часть 2   Часть 3

ПРЕКРАСНАЯ И НЕРУШИМАЯ
В 1350 г. династия Сукхотаи потеряла свое влияние, и к власти пришел другой сиамский королевский дом из низовьев реки Чао Прайя, где и появилась новая столица государства, город Аютия. Одноименная династия, в которой сменилось 33 короля, просуществовала вплоть до 1767 г., когда Сиам был захвачен бирманскими войсками, а его столица полностью разрушена. С приходом династии Аютия иностранцы стали называть государство тайцев «королевством Сиам» (название, очевидно, связано с санскритским словом «шиам», т. е. «темнокожие»). За эти четыре столетия боевые искусства тайцев претерпели значительные изменения.

 Еще где-то в конце Х в. правитель города Аутонг, который позже стал называться Сри Аютия («прекрасный и нерушимый»), Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Это зрелище было задумано как народное празднество и азартная игра для всего населения одновременно. Следует сказать, что страсть к азартным играм является характерной национальной чертой тайцев, и даже сейчас любые соревнования не мыслятся без тотализатора. Поединки носили дружественный характер и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться «муай», или «па-нан муай» («муай» означает «схватка, поединок», а «па-нан» — «делать ставки»), и он явился предтечей современного Муай Тай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником. Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы Муай Тай, выросшей из этих поединков. Древний тотализатор включал в себя не только выступления бойцов панан муай, но и другие виды развлечений, где люди могли заключать пари и делать ставки. К ним относились петушиные бои «муай кай» — развлечение, чрезвычайно популярное во всей Юго-Восточной Азии, бои между бойцовыми рыбками «муай пла кад» (необычайно красивые, но страшно драчливые рыбки «петушки» (Betta splendens Regan), обитающие в аквариумах любителей, как раз и представляют собой разновидность таиландских бойцовых рыбок), а также схватки между между кобрами и мангустами «муай нгу». В поединках нередко принимали участие и китайские бойцы, практикующие различные стили ушу, поэтому в таких случаях распорядитель делал объявление о бое «муай чек», что означало «поединок с китайцем».

Первоначально в панан муай отсутствовал ринг и какие-либо правила соревнования. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки («лаг муай»). Тренера бойцов сидели на столбах и принимали у зрителей ставки на дерущихся. В качестве дополнительных участков для сбора заявок были установлены еще два столба. Зрители наблюдали поединки сидя на земле. Ставки считались принятыми в том случае, когда обе стороны подавали условный сигнал, символизирующий разрешение начинать поединок. Роль организатора и рефери, полностью контролировавшего ситуацию на площадке и определявшего победителя, играл всего лишь один человек, для которого проведение поединков панан муай было средством к существованию. В случае, когда бои проводились королевским домом, в качестве рефери выбирались служащие из числа гражданского населения, которым было запрещено делать ставки. Перед схваткой оба бойца, выполняли церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов. Этот ритуал, известный под названием «рам уай кру», существует и по сей день. Поединки панан муай проходили в атмосфере народного праздника и сопровождались музыкой, призванной подбодрить бойцов, которая исполнялась музыкантами из числа зрителей. Ритуалы, имеющие отношение к панан муай, сохранились до настоящего времени в народном фольклоре северного Таиланда. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка. В самом начале, когда бойцы медленно двигаются, исполняя рам уай кру, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере нарастания напряженности движения бойцов становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал яростных атак. При этом ритм ускоряется и приобретает совершенно неистовый характер в самые кульминационные моменты схватки. Оркестр «вонг муай» включал в себя пять основных инструментов: индонезийскую флейту «пи чава», индийские сдвоенные барабаны «клонг кэк» с различной высотой тона: «туа пу» (барабан с «мужским (высоким) голосом») и «туа миа» (барабан с «женским (низким) голосом»), еще один барабан южно-таиландского происхождения «кхонг» и металлические цимбалы «чинг». Аналогичное музыкальное сопровождение поединков сохранилось в таиландском боксе и в наши дни.
Уже во второй половине XV в. восьмой король Аютии Боромотрайлоканата (1448-1488) пересмотрел положения военного трактата «тамраб пичайсонкрам» и сделал изменения, касающиеся управления войсками. Вскоре, в 1518 г., португальский король Мануэль первым из европейцев установил дипломатические отношения с Сиамом. Португальцы ввезли в страну огнестрельное оружие, а их наемники помогли тайцам в первой войне против молодого королевства Бирмы. Такая помощь оказалась как нельзя кстати и Сиам одержал победу.
Первая половина XVI в. явилась началом целого ряда сиамо-бирманских войн, которые в свою очередь способствовали развитию воинского мастерства тайцев. В 1569 г. тайцы впервые потеряли свободу. Их столица Аютия была оккупирована войсками бирманской коалиции, возглавляемой правителем бирманского государства Таун-гу, Байиннауном. Тринадцатилетний сиамский наследный принц Пра Онгдамм (позже известный как король Наре-суан Великий) был захвачен в качестве заложника и увезен в Бирму. Однако, бирманский король отнесся к молодому принцу как к сыну и дал ему хорошее образование. Помимо всего прочего Наресуан изучал также и бирманские боевые искусства. Когда принцу исполнилось 19 лет, король разрешил ему вернуться домой. К этому времени Аютии уже была предоставлена некоторая автономия, поскольку молодое бирманское государство не могло долго удерживать все захваченные территории. Аютию возглавил отец Наресуана, выходец из правящей династии Сукхотаи, Маха Дхармарача. Вернувшись домой, молодой Наресуан в 1571 г. в Питсанулоке на основе общинных отрядов самообороны создал боевые отряды молодежи «дикие тигры» и возглавил движение сопротивления против бирманского присутствия в Сиаме, опираясь на тайскую диаспору в Бирме (помимо тайцев на сереверо-западе страны, в центральных районах Бирмы проживали выходцы из Индии и Цейлона, а на юге — этническая группа монов). В ночь на 14 июня 1584 г. Наресуан провел мистическую церемонию «ранг синоток», символизирующую независимость сиамского государства, и начал борьбу за освобождение страны от бирманского владычества и объединение разрозненных тайских этнических групп, что само по себе было нелегким делом. Наресуан сражался во всех битвах в первых рядах бок о бок со своими воинами и до наших дней дошло много историй о его неустрашимости и мужестве. Так, при взятии штурмом бирманской крепости Кай Прайя Након принц, зажав в зубах свой знаменитый штурмовой меч «даб кабкай», одним из первых взобрался на ее стену. При этом он был несколько раз ранен бирманскими копьями, но даже упав вниз, нашел в себе силы продолжить сражение. Естественно, что престиж Наресуана среди населения был очень высок и в 1590 г. он стал королем тайцев. Наресуан основал специальные центры подготовки сиамских воинов, что привело к расцвету собственно тайских боевых искусств (в большей степени это касалось искусства фехтования, а также воинской стратегии и тактики).Он прожил жизнь как настоящий воин, проведя почти 30 лет в непрерывных походах, и скончался в 1605 г. во время военной кампании против бирманского государства Авы.
661
ИСКУССТВО КОРОЛЕЙ
Одна из историй, касающаяся короля Наресуана и описанная в тайских хрониках, повествует о его знаменитой «личной» дуэли («юттахатти») в генеральном сражении 1593 г. с главнокомандующим войсками Бирмы, наследным принцем Пра Маха Уппарача, возглавившем поход на Аютию. Боевой слон Наресуана оторвался от передовой линии своих войск и попал в окружение бирманцев. Однако, король тайцев не растерялся и вызвал на дуэль наследного принца. А поскольку в детские годы они вместе воспитывались при дворе короля Хонгсавади, честь не позволила бирманцу уклониться от поединка. Правда, помимо боевых слонов в нем участвовали погонщики и прислуга с обеих сторон, так что вряд ли его можно было назвать «личным единоборством». Пра Маха Уппарача первым нанес удар боевой алебардой, однако только повредил шлем Наресуана. Ответный удар королевской алебардой достиг цели и принц был убит на месте. Потеряв своего главнокомандующего, бирманские солдаты прекратили сопротивление и тайцы одержали победу. Все атрибуты короля Наресуана (шлем, алебарда и слон) «участвовавшие» в поединке, стали почтительно именоваться так: шлем — «пра малабьенг» («Его (королевского высочества) шлем, разрубленный алебардой). До сих пор в театральных постановках с актера, играющего роль Наресуана, сбивают головной убор.
Большинство современных специалистов считают, что форма боевого искусства тайцев, известная как таиландский бокс, или Муай Тай, приобрела свой характерный облик в конце XVI — начале XVII веков. Уже при короле Наресуане прослеживаются основные черты тайского рукопашного боя. Кулачный бой, как разновидность соревновательного поединка, впервые вышел на сцену при двадцать первом короле Аютии Прачао Прасат Тонге (1630-1655), который был известен тем, что построил небольшой павильон для тренировки своих телохранителей. В этом павильоне впервые стали проводиться показательные поединки с оружием. При этом, также первый раз за всю историю Сиама, во избежание серьезных ранений боевое оружие заменили на его имитацию из ратана. Идея показательных боев была навеяна чисто практическими соображениями, поскольку их победители зачислялись в личную охрану короля. Поединки с оружием дали толчок к проведению аналогичных боев по рукопашному бою, которые получили название «ти муай». Впервые за все время на бойцах появляются защитные приспособления в виде специального бандажа для рук из кожаных ремней, либо конопляных веревок. Поскольку бинтование рук не позволяло делать борцовские захваты, то имеющиеся в арсенале предшественника ти муай, пахуюте, разнообразные захваты, броски, падения и перекаты практически вышли из употребления и бойцы сконцентрировались на нанесении ударов руками и ногами в стойках. В это время стали популярны техники, позволяющие наносить сильные нокаутирующие удары кулаками («мад»). При этом, для укрепления обмотки рук, веревки часто пропитывали рисовым клеем и обмакивали в песок, что приводило к серьезнейшим травмам в поединках. С другой стороны, в развитии техники бинтования рук многие исследователи видят ключевой фактор превращения ти муай в универсальное искусство тайского кулачного боя Муай Тай. Поэтому более точной датой рождения Муай Тай можно считать приблизительно 1630 г., когда, согласно хроникам династии Аютия, перестали применяться техники открытой ладони.
Взошедший на королевский трон после Прачао Прасат Тонга двадцать второй король Сиама Пра Нарай (1656-1688) стал проводить политику «открытых дверей» по отношению к западноевропейским католическим государствам. Сиам стал понемногу европеизироваться, как в области торговли, ремесла и культуры, так и в военном искусстве. Нехватка новобранцев подтолкнула короля к мысли перестроить армию по европейскому образцу. Помимо структурной перестройки, изменения коснулись и вооружения. Теперь каждый солдат был вооружен мечом («даб»), копьем («хок») и мушкетом, а защитные приспособления включали прямоугольный щит и металлический шлем. После локальной войны с англичанами в 1678 г. (тайцы по праву гордятся тем, что Таиланд — единственная страна Юго-Восточной Азии, которая никогда не была колонизирована) к арсеналу тайских воинов добавился еще и круглый щит. Солдаты дополнительно изучали стрельбу из мушкетов и отрабатывали тактические маневры по европейскому образцу. С этого времени копье перестало быть оружием ближнего боя. Кроме того, введение в армейский арсенал щитов привело к утрате искусства владения защитными нарукавниками «кра рок», которое в свое время стало основой для разработки техники ударов локтями в ти муай. Телохранителями короля Пра Нарая вместо тайских солдат стали наемники из Португалии, Испании, Дании и Франции, а в роли лучников выступали индийская кавалерия и гайские отряды. С 1673 г. Сиам установил дипломатические отношения с Францией, где правил Людовик XIV. Естественно, что приемы ти муай вместе с матросами и торговцами попали во Францию. Поэтому среди историков до сих пор ведутся споры, является ли французский сават местной разновидностью Муай Тай или это все-таки независимое направление, развитие которого было только стимулировано знакомством с тайским боксом.
В середине XVII в. пахуют получает новое название «линг лом», связанное с ритуалом нанесения магической татуировки «сак линг лом» (дословно «татуировка воздушной обезьяны»). Считается, что такой ритуал ввел в пахуют легендарный учитель Кру Кун Плаай, изучавший магическое искусство сайясат. На татуировке, делающей воина неуязвимым. Создателем самого рисунка был могильщик Най Чу, совмещавший свои обязанности со службой у буддийского проповедника. Однажды, во время ритуала нанесения татуировки, он спонтанно впал в такой сильный транс, что пришел в совершенное неистовство, воображая себя Кру Кун Плааем и прыгая как обезьяна. Выйдя из транса, Най Чу заявил, что движения, которые он выполнял, были откровением богов и должны стать основой рисунка для татуировки. Носить «воздушную обезьяну» обязаны были все изучающие пахуют. Отказ считался равносильным проклятию, которое рано или поздно должно было привести к смерти данного ученика, или, по меньшей мере, сделать его неудачником в изучении искусства боя. Татуировка «воздушной обезьяны» сохранилась в неизменном виде до наших дней и ее носят многие практики тайских боевых искусств.
Дальнейшая судьба Най Чу сложилась так, что после посещения его тела духом великого учителя Кру Кун Плаая, он также стал считаться выдающимся мастером боевых искусств. Най Чу продолжал изучать пахуют и обучать учеников до самой смерти. С этого времени само название «пахуют» стало употребляться все реже и реже. Вместо термина «пахуют» искусство рукопашного боя начали именовать «линг лом» («воздушная обезьяна»). Дошедшие до наших дней истории повествуют и о других случаях одержимости духами великих воинов, когда бойцы с тауировкой обезьяны совершали непонятные спонтанные движения, как бы вступив в схватку с невидимым противником. Это послужило толчком к использованию в различных церемониях ритуалов «воздушной обезьяны» для вызывания духов воинов-предков посредством особого «боевого танца». На большей части территории Таиланда эти ритуалы известны как «пробуждение духа воздушной обезьяны», в то время как на юге Таиланда, в Малайзии и Индонезии, данная церемония получила название «чилад» («духи боя»). По этой причине само слово «линг лом» стало трактоваться по-разному: одни отождествляли его с одноименной церемонией вызова духов великих воинов особенно Кру Кун Плаая, а другие использовали данный термин просто как синоним слова «пахуют», что привело некоторой путанице. В современном Таиланде лишь единицы практикуют пахуют под названием «линг лом». Из-всех этих недоразумений и отсутствия достаточного количества знающих учителей пахуют постепенно стал терять популярность. В последний раз термин «пахуют» встречается в военном трактате времен сиамского короля Канарай Вахарата (1656-1688) из династии Аютия.
«Золотой век» для Муай Тай наступил в годы правления двадцать девятого короля сиамской династии Аютия Прачао Сыа — «короля-Тигра» (1703-1708). В это время произошла настоящая революция в искусстве ти муай. Страна находилась в относительном мире с соседями, поэтому развивались все виды развлечений.
Хаак нгуанг ияра в том числе и кулачный бой, достигли максимальной популярности. «Король-Тигр», известный своим свирепым нравом, был большим поклонникам тайского бокса и оказывал покровительство этому искусству. Тогда появился новый термин «рам мад рам муай», означавший специально организованную схватку за приз. Некоторые из приемов пришлись особенно по душе королю, поэтому боец, продемонстрировавший их в поединке, получал специальную награду. Особая ответственность падала на распорядителя этих турниров, который рисковал жизнью, если представление чем-то не угодило вспыльчивому королю или его придворным. Такая задача была крайне сложной из-за высокой степени травматизма поединков, которые нередко заканчивались смертью одного из участников. Поэтому, очень часто в финале турнира практически не оставалось бойцов, способных выполнить все прихоти его королевского величества. По этой же причине в последние годы правления «короля-Тигра» (1707-1708) в правила рам мад рам муай были внесены некоторые изменения, призванные уменьшить количество травм у бойцов. В первую очередь, участники должны были перед каждым раундом смачивать в воде защитные бинты на руках (процедура «пан мад»), чтобы сделать их более мягкими. Кроме того, им вменялось в обязанность одевать перед боем бандаж на пах («кра чаб»), изготовленный из обернутых тканью половинок кокосового ореха или раковин двустворчатого моллюска. Арена для боя приобрела прямоугольную форму («санам муай»). Иногда с этой целью строился деревянный помост «коч муай». Впервые стали отсчитывать время каждого раунда («ёк муай»). Тайцы использовали примитивные «песочные часы»: половинку скорлупы кокосового ореха с проделанной в ней маленькими дырочками опускали в емкость с водой в начале каждого раунда. Раунд продолжался до того момента, когда скорлупа ореха заполнялась водой и погружалась на дно сосуда. При этом общее время поединка не ограничивалось. Бой заканчивался лишь по приказу короля или в случае серьезной травмы одного из участников. Традиционная церемония «боевого танца» рам муай превратилась в настоящее представление поклонения духам предков, демонстрации уважения к участникам и зрителям и стала своеобразной настройкой на бой, ценой которого было самое дорогое, что есть у человека — его жизнь.
Возникшие при короле Прачао Сыа и столь им любимые приемы бокса получили название «та прачао сыа» («техника короля-Тигра»), что породило версии, будто бы король сам, инкогнито (никто в тайском королевстве не имел права касаться короля), не раз вступал в схватки со своими подданными и разработал эти техники. В действительности же, хроники династии Аютия («понгсавадан отия») говорят лишь о том, что король с энтузиазмом наблюдал за соревнованиями и, как и большинство правителей всех времен и народов, развлекался в основном женщинами, охотой и рыбной ловлей. Легенды о королях (не только Прачао Сыа), занимающихся Муай Тай выглядят несколько экзотично еще и по той причине, что патернализм во времена Аютии полностью исчез.
В период Сукхотаи король Рам Камхенг считался «отцом народа» и любой крестьянин мог позвонить в колокол на воротах дворца, чтобы лично обратиться к нему с просьбой. С наступлением династии Аютия королевская власть, под кхмерским влиянием, была окружена многочисленными ритуалами и табу. Король, как «дева-раджа» («Божественная королевская особа», санскр.) и земная инкарнация Шивы, стал объектом политико-религиозного культа. И если Шива, согласно постулатам индуизма, был «Господином Вселенной», то сиамский король («чаккрапат» — санскрито-палийский термин, означающий «вращающий колесо» (Вселенной), т. е. весь мир вращался вокруг божественной королевской особы в силу ее статуса) был «Господином Земли», совершенно недосягаемым для простого смертного.

Источник: http://monkeynakmuay.livejournal.com/860.html

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.