После выхода в свет фильмов с участием Тони Джаа в мире вспыхнул интерес к т.н. традиционному муай-тай. Наиболее предприимчивые тайцы бросились распространять исконно-посконное искусство, создавая по образцу американских товарищей целые академии муай-боран, разъезжая с семинарами по всему миру, зарабатывая деньги на стандартной, набившей оскомину антитезе «старина vs. современность». Более десятка лет эта тема является основным камнем преткновения между поборниками старины и поклонниками спортивных единоборств. Спортсмены утверждают, что все традиционные виды сплошное фуфло, адепты исконно-посконных отвечают не менее традиционной страшилкой, выраженной формулой «глаза-горло-гениталии». Для одних вершиной развития единоборств являются К-1 и ММА, другие видят эталон в каких-то структурах и усилиях седобородых пенсионеров (самый популярный ареал распространения волшебных дедушек – Китай. Они там просто роятся по десятку на один квадратный метр. До культурной революции и программы «Одна семья – один ребенок» на один квадратный метр приходилось по 54 деда).
Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь передать какой-то минимум информации, полученной мной непосредственно от тех людей, которые в той или иной степени действительно знакомы с традиционным муай-тай.
Трудно определить точное количество стилей муай-боран. В рамках основных «официальных» стилей существует много ответвлений, авторских разработок, условно представленных в виде отдельных школ, но, в то же время, принадлежащих к одному из основных стилевых направлений. Условная идентификация стиля может происходить в рамках названия местности, где предположительно возник и развивался тот или иной стиль, акцентах на использовании в поединке каких-то определенных техник и тактике ведения боя, а также по имени/кличке какого-нибудь бойца, чье имя сохранилось в легендах, преданиях и рассказах «очевидцев».
В настоящее время можно условно выделить два варианта традиционного муай-тай, представленного широкой аудитории в качестве аутентичного боевого искусства Таиланда. Первый вариант – это акробатический микс от Тони Джаа, будоражащий умы «юношей бледных со взором горящим», второй – это традиционные тайские кушаки, банановые деревья, грязевая полоса препятствий на рисовом поле и шлепки ладонями по лицу, по строго определенной траектории, словом все то, чем так обильно попотчевали публику два упыря из буржуйской передачи «Human Weapons». Тем, кому интересно, как проходят тренировки по второму варианту, рекомендую в субботу подойти к «качалке» на открытом воздухе в парке Люмпини, г. Бангкок (лучше заходить в парк со стороны ночного базара Suam Lum, адепты ошиваются недалеко от силовых тренажеров). Основной контингент адептов такого исконно-посконного искусства составляют «белые воротнички». Мне рассказали историю (в принципе, более типичную для русскоязычного интернета) о бурном споре между приверженцами современного спортивного муай-тай и адептами исконно-посконного, случившуюся на просторах тайского сетевого пространства. Спор, как и полагается в «лучших домах Парижа и Лондона» вылился в выяснение, кто же на самом деле является пассивным гомосексуалистом и закончился матчевой встречей противоборствующих сторон. Пятнадцатисекундный бой в парке Люмпини расставил точки над «i» и, увы, не в пользу любителей старины. Проигравшая сторона фольклористов-любителей отказалась проводить бои, ограничившись первым и единственным боем. Вообще-то, результат был предрешен заранее, т.к. против ботаника, оборзевшего от своей мнимой причастности к древним тайнам величайшего из боевых искусств, выступал «обычный» спортсмен, имевший за плечами более 150 боев на профессиональном ринге. Данный случай ни в коем случае не говорит о том, что традиционные школы Таиланда представляют собой недееспособные системы. Просто тех, кто знает муай-боран как целостную систему подготовки бойца, в самом Таиланде очень немного. В основном, новообразованные академии, школы и всякие кхру (учителя) предлагают под соусом самого традиционного муай-тай сборную солянку из разрозненных экзотических приемов, щедро приправленную местным колоритом, выраженным в набедренной повязке (вместо спортивных трусов), бельевой веревке на кулаках, пресловутом банановом дереве, паре-тройке десятков всяких ритуалов и, как минимум, сорокаминутном вай-кру.
В традиционном муай-тай было «канонизировано» 108 приемов, гармонично вписанных в общую методику подготовки бойца, основанную на системе первоэлементов. Первый этап подготовки – это элемент «земли», на этом этапе бойца обучают правильной технике выполнения ударов, защит, передвижений, много ОФП и СФП. Затем идет элемент «дерево»: акцент на техники подготовки тела, ударных поверхностей, активной и пассивной защит. На этапе «огонь» происходит более активная работа по взаимоувязке техник атаки и защиты, много работы в парах и на снарядах. Последний этап – «вода», тут уже не столько изучение и наработка каких-либо техник, сколько отработка тактико-технических схем ведения боя. В некоторых направлениях манера ведения поединка по таким схемам образно представлена различными животными (уместно вспомнить т.н. «животные» стили китайского у-шу).
Каждый из стилей муай-боран отличается друг от друга, прежде всего базовыми стойками. На юге, где в бою больший акцент делали на использование локтей и коленей, вес тела в стойке перенесен на переднюю ногу, руки вытянуты вперед, задняя нога находится в «заряженном» состоянии для того, чтобы сделать резкий рывок и войти в ближний бой. На севере, где предпочитали бой на дальней дистанции, в стойке загружена задняя нога, передняя нога «заряжена» на встречную атаку, одна рука вытянута вперед. В стилях из центральной части Таиланда ноги располагаются параллельно, руки располагаются у висков, закрывая голову.
Манера передвижений и перемещений в муай-боран отличается от манеры, принятой, например, в том же кик-боксинге. Отсутствует «челнок», но имеют место различные варианты т.н. «тайского шага»: с пятки на носок, с последующим своеобразным захватом пальцами ног земли. Такая манера обусловлена требованием к устойчивости, особенно на мокром грунте в сезон дождей. Устойчивость являлась актуальной темой, т.к. по правилам старого муай-тай разрешалось добивать упавшего. Другой вариант шага, предполагающий бОльшую мобильность, заключается в передвижении на передней части стоп, ноги постоянно «заряжены» как на удар, так и на взрывные быстрые перемещения, особенно на короткую и быструю «резку углов». При тайском шаге таз раскачивается и осаживается (подобная манера позволяет генерировать больше силы в ударах), все это выполняется единым слитным движением с определенным ритмом. Тренировка ритма происходит под тайские барабаны, при этом боец отрабатывает не только ритм своих движений, но и учится работать в режиме антиритма противника (развивается способность «всунуть» удар в защиту противника).
Один из наиболее часто обсуждаемых вопросов, это техника рук в муай-тай. Эталоном техники рук, безусловно, является классический бокс, но проводить параллели и называть технику муай-тай ущербной в сравнении с тем же боксом неправильно. В традиционном муай-тай поединок проводился на дальней дистанции, средняя дистанция практически «выпадала», т.к. при сближении в дело активно пускались колени и локти, хуков и апперкотов не было. Появились они после 1929 года, когда в муай-тай ввели перчатки и новые правила (в правилах были утверждены запреты на удары головой, удушения, захваты, броски) и, как следствие, из системы выпали соответствующие техники. Кроме этого, перчатки ограничили нанесение ударов исключительно кулаком, хотя многие направления муай-боран использовали и используют разнообразные ударные формы руки: ребром ладони, тыльной стороной кулака, пальцами. Но до сих пор в современном варианте муай-тай, т.е. спортивном, сохранились элементы, свойственные исключительно муай-тай и не использующиеся (либо вообще запрещенные) в классическом боксе: захваты, удержания рук, накладки на руки противника, прихваты, работа локтями, тайский клинч (это захваты, броски, удары коленями и локтями). Некоторые техники бокса считаются в муай-тай грубейшими ошибками, например, нырки (тайский вариант нырка – это больше короткий малоамплитудный подсед), варианты позиций, особенно в современном любительском боксе, с сильно загруженной задней ногой и «болтающейся» передней, боксерский клинч.
Существует множество различных мнений, оценивающих состояние традиционного муай-тай на современном этапе. Некоторые считают, что муай-боран, как цельная система психофизической подготовки бойца безвозвратно канула в Лету и на смену ей пришел выхолощенный спорт. Кто-то полагает, что развитие муай-тай в качестве профессионального спорта улучшает данный вид технически и тактически. Человек, знакомивший меня с системой муай-боран, считает, что истина находится где-то посередине между подобными разнополярными мнениями (1). Рассматривать муай-боран исключительно как «дуэльный» (иногда используют термин «симметричный») бой – ошибка. А это уже совсем другая история …
Автор Сергей Дубов, дневник Monkey Nak Muay